советский и российский скульптор и художник график, Урманче создавал памятники, СТАВШИЕ символами различных городов, занимался проектированием и оформлением общественных пространств. Стиль его работ отличает динамичность и эмоциональная насыщенность
Баки Урманче с детства был окружен изделиями народных промыслов и сам с ранних лет начал рисовать и лепить фигурки животных из глины. Его мать была вышивальщицей, дед занимался крашением тканей. Любовь к красочности народного быта отразилась в картине «У сепаратора». На заднем плане художник изобразил драпировку, характерную для традиционного татарского дома.
Это лоскутная ткань, которую создавали для занавесей и покрывал, ими стегали одеяла.
Цветовые акценты — красный, розовый, белый, зеленый и желтый — также отсылают к народному искусству, к цветам национального костюма. Такая яркая гамма придает работе приподнятое, праздничное настроение. Урманче умел обнаружить нечто поэтическое в обыденности, в самых будничных сторонах жизни.
Интерьер здесь не просто фон, а естественная среда, в которой живет героиня. Он помогает лучше раскрыть ее образ, подчеркивает его типичность. Мы видим незамысловатый натюрморт: зеленый лук, черный хлеб, кухонная утварь и тут же сепаратор, в 1920-е годы являвшийся большой редкостью. В виде сепаратора художник представляет приметы новой жизни наряду с традиционной патриархальной обстановкой.
"У переправы"
Картина «У переправы» предстает во всей свежести непосредственного первого взгляда. Вместе с тем художник довольно сложно организует пространство: вертикальные ритмы человеческих фигур перебивает диагональ баркаса на первом плане и горизонталь противоположного берега. Все это придает плоскости холста нужную глубину. Ощущение жаркого летнего дня на реке передано так достоверно за счет разработки световоздушного пространства: фигуры и предметы залиты солнцем и окутаны воздухом.
Большинство персонажей повернуты к зрителю спиной, а лица остальных не прописаны, а лишь намечены условно. Тем не менее в самой пластике фигур и жестов проглядывает индивидуальность героев. Персонажи на переднем плане образуют две группы. Слева мы видим сельских жителей — женщину в национальном костюме вместе с мальчиком; справа оживленно беседуют мужчина и женщина в городской одежде.
⠀"Сбор винограда"
1958. Галерея Хазинэ, Казань
"У переправы"
Картина «У переправы» предстает во всей свежести непосредственного первого взгляда. Вместе с тем художник довольно сложно организует пространство: вертикальные ритмы человеческих фигур перебивает диагональ баркаса на первом плане и горизонталь противоположного берега. Все это придает плоскости холста нужную глубину. Ощущение жаркого летнего дня на реке передано так достоверно за счет разработки световоздушного пространства: фигуры и предметы залиты солнцем и окутаны воздухом.
Большинство персонажей повернуты к зрителю спиной, а лица остальных не прописаны, а лишь намечены условно. Тем не менее в самой пластике фигур и жестов проглядывает индивидуальность героев. Персонажи на переднем плане образуют две группы. Слева мы видим сельских жителей — женщину в национальном костюме вместе с мальчиком; справа оживленно беседуют мужчина и женщина в городской одежде.
⠀"В предгорьях Урала"
1979. Галерея Хазинэ, Казань
"Портрет Жандарбековой"
В 1941 году татарский художник Баки Урманче перебрался из Москвы в Алма-Ату: его пригласили участвовать в подготовке к 100-летию поэта Абая. Период жизни художника в Казахстане пришелся на военное время и был не простым, но вместе с тем плодотворным. Там он написал целую портретную серию видных деятелей культуры, среди них — портрет известной казахской танцовщицы Шары Жандарбековой. Для создания образа героини художник использует закономерности орнаментального искусства.
В этом же ритме расположены монеты и бляшки, сплошь покрывающие грудь и высокий казахский головной убор.
Урманче в своих портретах сумел устоять против веяний времени — не увлекся повышенной парадностью, поверхностной героизацией, схематизмом. Он сохранил глубокую правдивость и человечность в своем искусстве.